Анна Гущина в программе «Акутально» на телеканале «Барс». О деятельности микрофинансовых организаций.

Приватизация жилья

Срок бесплатной приватизации квартиры официально продлен до 1 марта 2017 года.

Вопрос, какие документы нужны для приватизации квартиры, остается актуальным. Скоро истекают отведенные сроки, и для того, чтобы определиться, какие нужны документы для приватизации квартиры остается все меньше времени.

Какие документы нужны для приватизации квартиры определяется ее местоположением, так как точный перечень документов определяется не только федеральным, но и местным законодательством. Однако документы необходимые для приватизации в любом субъекте Российской Федерации перечислить можно.

К ним относятся:

  1. Заявление на приватизацию
  2. Паспорт всех граждан, которые будут участвовать в приватизации квартиры
  3. Технический и кадастровый паспорт на квартиру
  4. Договор социального найма или ордер на вселение
  5. Свидетельство о регистрации по месту пребывания
  6. Справка о том, что гражданин не участвовал в приватизации
  7. Выписка из лицевого счета об отсутствии задолженности по коммунальным платежам
  8. Если приватизацией занимается один из членов семьи, то потребуется доверенности на его имя от каждого совершеннолетнего лица, зарегистрированного в данной квартиры.

Согласно п. 2 Указа Губернатора Ивановской области об утверждении Положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Ивановской области №42-УГ от 31 августа 2000 года (в ред. от 27.10.11) обязанности по оформлению документов в процессе приватизации и проведению правовой экспертизы пакета документов, представляемых гражданами с целью получения в собственность жилых помещений в порядке приватизации возложены  на Ивановский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация».

Для оформления приватизации жилого помещения в г. Иваново необходимо в Ивановский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (г. Иваново, ул. Лежневская д. 55, ТРЦ «ТОПОЛЬ», 4 уровень) предоставить следующие документы:

 

п/п Документы Место выдачи  окументов
1. Гражданские паспорта всех членов семьи и свидетельства о рождении
2. Оплаченная квитанция за приватизацию В МФЦ ТРК «Тополь» г. Иваново, ул. Лежневская, 55
3. Технический паспорт на квартиру В МФЦ ТРК «Тополь» г. Иваново, ул. Лежневская, 55
4. Копия поквартирной карточки г. Иваново, ул. Советская, д. 25
5. Копия ордена на жилое помещение (либо договор найма) г. Иваново, ул. Советская, д. 25
6. Справка о составе семьи г. Иваново, ул. Советская, д. 25
7. Договор на обслуживание В управляющей организации
8. Заявление на приватизацию, подписанное всеми членами семьи (в 2-х экземплярах) Бланк в помещении Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (ТРЦ «ТОПОЛЬ», 4 уровень) и заверить в управляющей организации
9. Заявление об отказе от участия в приватизации в 2-х экземплярах (при необходимости) ТРЦ «ТОПОЛЬ», 4 уровень, помещение Ивановского филиала «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (с подготовленным пакетом документов) или у любого нотариуса
10. Разрешение органов опеки и попечительства на несовершеннолетних детей (при необходимости) г. Иваново, ул. Ташкентская, д. 85
11. В случае, если место жительства менялось, начиная с 1991 г., предоставить:
Сведения обо всех местах проживания, в том числе в

г. Иваново

г. Иваново, ул. Советская, д. 25, ТСЖ, домовая книга или в организации занимающейся регистрацией граждан в другом населенном пункте
Справка об отсутствии приватизированного жилья в других местах проживания

(кроме г. Иваново)

В организации, занимающейся приватизации жилья в ином населенном пункте (кроме г. Иваново)

 

Справка взамен военного билета

Справка взамен военного билета: без вины виноватые

 

В соответствии с п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 663 от 11 ноября 2006 года, заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете,- на основании справок соответствующих отделов (муниципальных).

Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Таким образом, если после 1 января 2014 года у призывника не имеется отсрочек от военной службы, то независимо от того, призывался ли он военным комиссариатом, вручались ли ему повестки в установленном законом порядке, после достижения 27 лет призывная комиссия вправе зачислить его в запас с выдачей справки взамен военного билета.

ВАЖНО: отсрочка от военной службы должна быть установлена призывной комиссией и сохраняться до последнего призыва на военную службу до достижения возраста 27 лет!

 

Какие ограничения возникают в связи с выдачей справки взамен военного билета?

 

В соответствии с п. 28 Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в пункте 27 настоящего Положения, являются:

а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) – для военнообязанных.

То есть справка взамен военного билета не является документом воинского учета!

Выдача лицу такого документа влечет для него ряд ограничений, в частности ограничения по возможности трудоустройства.

Так, в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 26 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин, пребывающий в запасе, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя документ воинского учета, которым справка взамен военного билета не является. Исходя из этого, факт выдачи данного документа препятствует поступлению Круглова Н.В. на государственную гражданскую службу, что является ущемлением его прав, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ о государственной гражданской службе граждане имеют равный доступ к государственной гражданской службе.

Аналогичное положение в ФЗ о муниципальной службе (п.8 ч. 3 ст. 16).

В соответствии с положениями ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета. То есть потенциально каждый работодатель может отказать в трудоустройстве лицу, если ему выдана Справка взамен военного билета, поскольку, как указывалось ранее, данный документ не является документом воинского учета.

Таким образом, если Ваша цель – государственная (муниципальная) служба – в Ваших же интересах решить вопрос прохождения срочной службы, и желательно до наступления 27 лет.

 

Как оспорить решение призывной комиссии о зачислении в запас со справкой?

 

Решение призывной комиссии можно оспорить в призывной комиссии субъекта или в судебном порядке.

В том случае, если Вы узнали о таком решении или присутствовали на заседании призывной комиссии, такое решение может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии – в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Если Вы узнали о решении призывной комиссии уже по истечении трех месяцев (например, если Вас не извещали о заседании комиссии, не вручали повестку), обжаловать такое решение необходимо в суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ст. 218, 219 КАС РФ), то есть с момента получения выписки из протокола заседания призывной комиссии.

В районный суд по месту нахождения ответчика (таковым будет военный комиссариат и призывная комиссия, если решение обжалуется в период действия призывной комиссии, принявшей решение, либо военный комиссариат, если решение обжалуется после истечения срока действия призывной комиссии) необходимо подать административное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии и обязании выдать военный билет.

К сожалению, судебная практика по данной категории дел сформировалась не в пользу призывников: суды делают выводы, основываясь на формальном составе нормы: сам факт не прохождения службы по призыву и отсутствие после 1 января 2014 года установленной военным комиссариатом отсрочки является самостоятельным основанием для выдачи справки!

При этом не важно, по какой причине Вы не прошли военную службу: даже если военный комиссариат не предпринимал никаких действии по Вашему призыву на военную службу (например, не передавал материалы в органы внутренних дел для установления места нахождения в связи с невозможностью вручения повестки) и откровенно бездействовал – призывная комиссия все равно примет решение о выдачи справки взамен военного билета.

Не служил – не заслужил военный билет!

Занимательно при этом, что сам Федеральный закон, внесший такие кардинальные изменения, называется не иначе как «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву».

В этом и заключается повышение престижа: теперь призывник, если хочет получить военный билет, а его не призывают на службу, самостоятельно должен прийти в военный комиссариат и выразить желание исполнить свой долг перед Родиной.

 

Регистрация ООО требует корректировки

Регистрация ООО

ООО, или Общество с ограниченной ответственностью — это организационно-правовая форма хозяйственного общества, выгодно отличающаяся сравнительно несложным порядком государственной регистрации, той самой ограниченной ответственностью для своих участников, ну и большими возможностями по сравнению с тем же статусом ИП.

Уставный капитал в ООО разделен на доли, участники общества не несут ответственность по обязательствам общества, но несут риск убытков по его деятельности в пределах принадлежащих им долей. (исключение составляет субсидиарная ответственность при банкротстве).

Порядок регистрации ООО определяется ФЗ «об обществах с ограниченной ответственностью» и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Итак, перед подготовкой документов на регистрацию ООО учредителю или учредителям, если их несколько, необходимо определиться по следующим пунктам: — наименование (название ООО); — юридический адрес (адрес регистрации ООО); — размер уставного капитала (минимальный 10000р.); — распределение долей между участниками (если их несколько); — руководитель (генеральный директор); — виды деятельности, которыми Вы планируете заниматься (коды ОКВЭД); — система налогообложения (проконсультируйтесь с бухгалтером).

 

Для регистрации ООО Вам понадобятся следующие документы: — паспортные данные учредителей и руководителя; — ИНН учредителей и руководителя (при наличии); — копия свидетельства о праве собственности на помещение и гарантийное письмо от собственника помещения (если помещение принадлежит не Вам), либо согласие собственника жилого помещения (при регистрации на домашний адрес).

Определимся, какие документы для регистрации ООО нам необходимо подать в налоговую: 1. Протокол (решение) об учреждении ООО; 2. Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме P11001; 3. Устав ООО (в двух экземплярах); 4. Оплаченная квитанция государственной пошлины за регистрацию юридического лица; 5. Копия свидетельства о праве собственности на помещение; 6. Гарантийное письмо от собственника помещения (если помещение принадлежит не Вам).

1.Подготавливаем протокол учредительного собрания общества с ограниченной ответственностью. В случае если учредитель один, то соответственно подготавливается решение об учреждении ООО. Протокол или решение распечатываем в 3-х экземплярах, один в налоговую, остальные понадобятся Вам в дальнейшем.

  1. В случае если учредителей несколько — подготавливаем договор об учреждении ООО, однако подавать его в налоговую необязательно. Количество экземпляров зависит от количества учредителей – по одному для каждого.
  2. Скачиваем актуальный бланк заявления о государственной регистрации юридического лица при создании — форма P11001 в формате Excel и заполняем.
  3. Подготавливаем устав ООО и распечатываем в двух экземплярах, оба подаются в налоговую, один из них с печатью налоговой Вы получите после регистрации.
  4. Устав, протокол и листы заполненного заявления скрепляем простыми скрепками. На данный момент прошивать документы при подаче на госрегистрацию не обязательно (Письмо ФНС от 25 сентября 2013 г. N СА-3-14/3512@).
  5. В формировании квитанции на оплату госпошлины Вам поможет сервис ФНС по уплате госпошлины, распечатываем и оплачиваем (4000р.) без комиссии в любом банке. Оплату производит любой из учредителей. Оплаченную квитанцию подкрепляем к верхнему краю первого листа заявления P11001. Данный сервис также позволяет воспользоваться услугой безналичной электронной оплаты.
  6. Все учредители идут в налоговую, взяв с собой паспорта, и подают пакет документов (заявление P11001 — 1шт., оплаченная госпошлина — 1шт., устав – 2шт., решение или протокол – 1шт., копия свидетельства о праве собственности на помещение – 1шт., гарантийное письмо от собственника помещения (если помещение принадлежит не Вам) – 1шт.) инспектору в окошко регистрации. Присутствие руководителя (генерального директора), если он не учредитель, не требуется. Каждый учредитель на своём Листе Н заявления заполняет от руки ручкой с чёрными чернилами поле Ф.И.О. и ставит подпись заявителя в присутствии налогового инспектора. Далее получаете расписку в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган с отметкой инспектора. Отслеживать состояние готовности документов можно с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».
  7. Через 3 рабочих дня все учредители идут с паспортами и распиской в налоговую и получают пакет из следующих документов:

-свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

-свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;

-лист записи единого государственного реестра юридических лиц;

-один экземпляр устава с печатью налоговой.

 

Взыскание неустойки

В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК  неустойкой  признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Неустойка может представлять собой штраф, т.е. однократно взыскиваемую, заранее определенную денежную сумму, либо пеню — определенный процент от суммы долга, установленный на случай просрочки его исполнения и подлежащий периодической уплате.

Принято также различать договорную неустойку, которая устанавливается письменным соглашением сторон и условия исчисления и применения которой определяются исключительно по их усмотрению, и законную неустойку, т.е. неустойку, установленную законодательством и применяемую независимо от соглашения сторон. И законная неустойка взыскивается лишь по инициативе потерпевшей стороны, а если она предусмотрена диспозитивной нормой закона, то лишь постольку, поскольку соглашением сторон не предусмотрен иной ее размер.

Законную неустойку стороны по своему соглашению вправе лишь увеличить (если закон не запрещает этого), но не могут уменьшить. Договорную неустойку стороны вправе изменить своим соглашением, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Можно ли снизить размер подлежащей взысканию неустойки?

В соответствии с п. 1 ст. 333 ГК если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Что же в данном случае понимается под соразмерностью?

Соразмерность суммы неустойки последствиям нарушения обязательства подразумевает выплату кредитору компенсации за потери, которая будет адекватна нарушенному интересу и соизмерима с ним.Данная позиция сформировалась в судебной практике (Определение Верховного Суда РФ от 24.02.2015 по делу № 5-КГ14-131).

Всегда ли суд по своей инициативе может снизить неустойки?

Нет, если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме. При этом важно знать, что поданное заявлениео явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства само по себе не является признанием долга либо факта нарушения обязательства. Однако в рамках судебного разбирательства не достаточно просто подать такое заявление, на лице его подавшем лежит бремя доказывания факта несоразмерности подлежащей взысканию неустойки.При этом доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.

В то время как лицо, в пользу которого неустойка взыскивается доказывать ее соразмерность не должно!

Возможно ли применить ст. 333 ГК к ситуации взыскания штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской федерации «О защите прав потребителей»?

Нет, уменьшение взыскиваемой суммы в данном случае невозможно, поскольку штраф, установленный п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, и неустойка являют собой разные формы гражданско-правовой ответственности и имеют разную правовую природу.

Во-первых, неустойка подлежит уплате исключительно в пользу кредитора – лица, имеющего право требовать от должника исполнения его обязанности и претерпевшего нарушение этой обязанности со стороны должника. Взыскание же данного штрафа не только в пользу кредитора, но ив пользу общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) и органов местного самоуправления.

Во-вторых, взыскание неустойки как способ защиты нарушенного права в силу принципа диспозитивности применяется только по заявлению кредитора, в то время как штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, взыскивается независимо от того, заявлялось ли соответствующее требование суду.

В-третьих, право требовать уплаты неустойки возникает в силу факта нарушения обязательства независимо от обращения кредитора к судебной защите нарушенного права и прекращается в момент исполнения этого обязательства или в момент его прекращения по иным основаниям. Обязанность же уплаты штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, может возникнуть, наоборот, только при условии обращения потребителя в суд с требованием об исполнении обязательства. А в случае добровольного удовлетворения ответчиком этого требования после принятия иска к производству и отказа в связи с этим потребителя от иска штраф не подлежит применению к ответчику, независимо от допущенной последним просрочки удовлетворения требований потребителя.

 

Банк заблокировал расчетный счет: что делать?

 

Банк имеет право приостановить полностью все операции по счету только в том случае, если владелец этого счета внесен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к эстремистской деятельности или терроризму. Этот перечень размещен на официальном сайте Росфинмониторинга. Во всех остальных случаях решение о полном блокировании счета может принять только Росфинмониторинг или суд.

При этом Росфинмониторинг вправе «заморозить» счет на срок до 30 суток и только в случае, если имеется информация о причастности владельца счета к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма). На более длительное время счет может быть заблокирован только по решению суда.

В связи с применением Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

Обязательному контролю подлежат:

операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей

сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей

операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей

Во всех остальных случаях осуществления финансовых операций банк также может установить признаки «необычной сделки». Признаки «необычных сделок» содержаться в Рекомендациях по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103. К ним относятся несоответствие сделки целям деятельности организации; неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; отказ клиента в предоставлении запрошенных организацией документов и информации; пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг, а также предложение клиентом  необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг; наличие нестандартных или необычно сложных схем (инструкций) по порядку проведения расчетов; внесение клиентом (представителем клиента) в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений и многие другие.

Установив в операции клиента признаки необычности, банк вправе запросить у клиента документы и информацию, которые позволят ему убедиться в соблюдении клиентом закона. И здесь законодателем и судебными органами банкам также предоставлен практически полный карт-бланш – банк вправе сам определить, какие именно документы ему нужны для подтверждения легальности операции. Это могут быть не только документы, служащие основанием платежа, — договор и счет на оплату, но и любые документы, подтверждающие уплату клиентом банка налогов, а также позволяющие банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций. Могут быть запрошены и документы, подтверждающие источники поступления денежных средств на счет самого клиента. Такие выводы сделаны Президиумом ВАС РФ в постановлении от 9 июля 2013 г. N 3173/13.

Нужно ли предоставлять банку запрошенные им документы?

Мы советуем подчиниться его требованиям. Не предоставив документы, вы даете банку «железный» повод отказать в совершении операции. Суды в такой ситуации встают на сторону банка (см., напр., постановление АС Волго-Вятского округа  от 31 августа 2015 г. по делу N А82-6898/2014, постановление АС Западно-Сибирского округа от 5 июня 2015 г. по делу N А45-17746/2014, Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2015 г. по делу N 33-18929/15 и др.).

Куда жаловаться?

Жалоба на действия банка может быть подана в Центральный банк РФ либо его региональное отделение как орган, осуществляющий контроль и надзор за деятельностью банков.  Другие варианты – Роспотребнадзор, прокуратура, Федеральная антимонопольная служба.

С иском о понуждении банка совершить спорные финансовые операции компания или ИП могут обратиться в арбитражный суд по месту нахождения банка.

При обращении с иском или жалобами уместно сослаться на следующие нормы закона.

В соответствии с п. 3 ст. 845 ГК РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

В соответствии со ст. 849 ГК РФ банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Кроме того, банк в своей деятельности не вправе «присваивать» себе функции фискального органа (постановление АС Дальневосточного округа  от 7 мая 2015 г. N Ф03-1619/2015).

При рассмотрении дела в суде именно банк должен доказать наличие у него веских оснований считать, что проводимые по запросу клиента операции совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (постановление АС Уральского округа от 25 сентября 2015 г. N Ф09-6389/15).

Как можно наказать банк?

В случае установления судом незаконного отказа в совершении финансовых операций с банка могут быть взысканы понесенные клиентом в связи с этим убытки (например, суммы неустойки, уплаченные контрагенту за просрочку платежа), а также проценты за пользование денежными средствами клиента за все время задержки в совершении финансовой операции (ст. 856 ГК РФ).

А если просто закрыть счет?

Если же компанией принято решение о прекращении сотрудничества с данным банком без дальнейших судебных разбирательств, для этого достаточно подать соответствующее заявление, указав реквизиты счета, куда нужно перечислить остатки денежных средств. Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента (п. 3 ст. 859 ГК РФ).

Нужно отметить, что в некоторых случаях банки пытаются уклониться и от выполнения этой обязанности со ссылкой на те же положения закона № 115-ФЗ и на «подозрительность» операции перевода остатков средств со счета. Однако суды признают такие действия незаконными, указывая на то, что с момента обращения клиента с заявлением договор банковского счета считается расторгнутым, а банк не вправе контролировать операции лица, не являющегося его клиентом (постановление АС Московского округа от 23 декабря 2015 г. по делу N А40-182056/2013).

Но вот на что необходимо обратить внимание клиенту банка – это на то, не предусмотрена ли тарифами банка повышенная комиссия за перечисление остатков с расчетного счета, если счет закрывается в связи с отказом банка в проведении операций по нему. На практике такая комиссия может составить до 30%, и ее удержание банком суды признают вполне законным (постановление АС Поволжского округа от 3 марта 2015 г. N Ф06-19582/2013).

Если такая комиссия («заградительные тарифы») установлена, то без судебного разбирательства относительно законности действий банка, видимо, не обойтись, если только клиент не готов расстаться с такой суммой.

 

Как принять наследство?

Практически каждый хотя бы раз в жизни сталкивается с институтом наследования: внезапно или ожидаемо, по закону или по завещанию, но вопросы как его принять, что нужно сделать и куда обратиться возникают всегда.

  1. Когда открывается наследство?

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Временем открытия наследства является момент смерти гражданина (п. 1 ст. 1114 ГК РФ). Дата и время смерти отражаются медицинском свидетельстве, которое выдается родственникам умершего. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим (п. 1 ст. 1114 ГК РФ).

Если днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, то днем открытия наследства является день и момент смерти, указанный в решении суда (п. 1 ст. 1114 ГК РФ). Шестимесячный срок принятия наследства в этом случае исчисляется со дня вступления в силу решения суда об объявлении гражданина умершим (п. 1 ст. 1114, абз. 2 п. 1 ст. 1154 ГК РФ; п. 42 Методических рекомендаций от 28.02.2006).

В случае если для вас право наследования возникло только вследствие непринятия наследства другим наследником, наследство можно принять в течение трех месяцев со дня окончания шестимесячного срока с даты смерти наследодателя либо со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении наследодателя умершим (п. 3 ст. 1154 ГК РФ).

В случае если для вас право наследования возникло только вследствие непринятия наследства другим наследником, наследство можно принять в течение трех месяцев со дня окончания шестимесячного срока с даты смерти наследодателя либо со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении наследодателя умершим (п. 3 ст. 1154 ГК РФ).

Если право возникло вследствие отказа наследника от наследства или отстранения наследника, то можно принять наследство в течение шести месяцев со дня возникновения у вас права наследования. Течение срока начинается на следующий день после даты отказа наследника от наследства или отстранения наследника (п. 2 ст. 1154 ГК РФ; п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012).

 

  1. Каким способом принять наследство?

Принять наследство можно двумя способами: в первом вы подаете заявление нотариусу, во втором — фактически принимаете наследство (ст. 1153 ГК РФ). Они применяются независимо от того, составлялось ли завещание или наследование происходит по закону.

В первом случае Вам необходимо подать по месту открытия наследства нотариусу или должностному лицу, уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство, заявление наследника о принятии наследства либо заявление наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ). Предпочтительнее выбрать второе, поскольку если вы подаете заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, то наследство считается принятым вами даже при отсутствии отдельного заявления о принятии наследства (п. 1 разд. IX Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утв. Решением Правления ФНП от 27 — 28.02.2007, Протокол N 02/07; п. п. 18 — 20 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утв. Правлением ФНП 28.02.2006).

Во втором случае наследнику необходимо предпринять действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ). Такими действиями могут быть вступление во владение или в управление наследственным имуществом, принятие мер по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, несение расходов на содержание наследственного имущества и т.д.

Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы ни находилось.

При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и т.п.) он может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем.

 

  1. Как оформить заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство?

Для принятия наследства необходимо подать заявление о принятии наследства или заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство нотариусу по последнему месту жительства наследодателя (ст. 1153 ГК РФ).

В заявлении о принятии наследства необходимо указать фамилию, имя, отчество наследника и наследодателя, момент смерти наследодателя и его последнее место жительства, волеизъявление наследника о принятии наследства, основание наследования — завещание, родственные отношения, а также дату подачи заявления (ст. 1114 ГК РФ; п. 20 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав).

Заявление можно подать нотариусу лично или через представителя, а также направить по почте. Принятие наследства через представителя возможно, если в доверенности специально предусмотрено полномочие на принятие наследства. Для принятия наследства законным представителем доверенность не требуется.

После подачи заявления нотариусу или должностному лицу, уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство, или при совершении действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, наследник считается принявшим наследство и шестимесячный срок для него больше не исчисляется.

 

  1. Что делать, если наследник проживал в другом городе?

Если наследодатель проживал в другом городе, Вы можете приехать и подать заявление лично с паспортом, либо направить заявление по почте. Такое заявление необходимо будет заверить нотариально.

 

  1. Если пропустили срок для принятия наследства

В таком случае, необходимо обратиться в суд для восстановления срока принятия наследства. По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

По признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (пункт 3 настоящей статьи). Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.

Обращение в суд не потребуется, если остальные наследники в письменной форме в присутствии нотариуса (либо отдельно заверяется нотариусом) оформят согласие на принятие наследства наследником, пропустившим установленный законом срок. Согласие наследников является основанием аннулирования нотариусом ранее выданного свидетельства о праве на наследство и основанием выдачи нового свидетельства.

Если на основании ранее выданного свидетельства была осуществлена государственная регистрация прав на недвижимое имущество, постановление нотариуса об аннулировании ранее выданного свидетельства и новое свидетельство являются основанием внесения соответствующих изменений в запись о государственной регистрации.

 

Ликвидация ООО

Согласно ст.57 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ (далее – Закон об ООО) ООО может быть ликвидировано добровольно, в порядке предусмотренным ГК РФ и вышеуказанным Федеральным законом.

  Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Порядок ликвидации:

  1. Принятие решения общим собранием участников о ликвидации общества (подп. 11 п.2 ст.33 Закона об ООО).

В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст.39 Закона об ООО).

Содержание повестки дня общего собрания участников формируется по предложению (п.2 ст. 57 Закона об ООО):

  • совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • исполнительного органа;
  • участника ООО.

Собрание участников проводится по общим правилам, установленным законом об ООО.

Итоги голосования оформляются в протоколе собрания.

  1. Решение должно быть принято по следующим вопросам:
  • о ликвидации общества.

Решение о ликвидации считается принятым только тогда, когда за него проголосовали все участники общества (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО);

  • о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора.

Решение считается принятым тогда, когда за него проголосовали участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

  1. При назначении ликвидационной комиссии в ее состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов ООО.

Кроме того, закон устанавливает следующие правила (п. 4 ст. 57 Закона об ООО):

  • если участником общества является Российская Федерация, то в состав комиссии необходимо включить представителя Росимущества;
  • если участником общества является субъект РФ, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • если участником общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления. Функции ликвидационной комиссии может осуществлять одно лицо — ликвидатор (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При проведении общего собрания с нарушением требований закона, такое решение может быть признано недействительным судом. Последствия:

  • необходимость созыва еще одного собрания
  • увеличения срока ликвидации
  • риск не проведения ликвидации в принципе.

Обязанности ликвидационной комиссии:

Как только принято решение о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят все полномочия на ведение дел в ООО.

Комиссия должна:

  1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.
  2. Уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов, о начале процедуры ликвидации.
  3. Опубликовать сообщение о ликвидации в органах печати.
  4. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (абз. 2 п.1 ст. 63 ГК РФ).
  5. Уведомить кредиторов ООО о ликвидации.
  6. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией.
  7. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса.
  8. Составить промежуточный ликвидационный баланс.
  9. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
  10. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
  11. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.
  12. Рассчитаться по долгам ООО с кредиторами.
  13. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением окончательного ликвидационного баланса.
  14. Составить ликвидационный баланс (окончательный).
  15. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения ликвидационного баланса.
  16. Распределить имущество ООО между участниками (при наличии такого имущества).
  17. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документов с целью зарегистрировать ликвидацию ООО.

 

Проверка контрагента

В современных условиях рыночной экономики очень важно иметь дело с порядочными и проверенными контрагентами, чтобы минимизировать риски при осуществлении предпринимательской деятельности.

Проверка добросовестности контрагента — это комплекс мероприятий, которые позволяют убедиться в том, что контрагент, с которым вы заключаете договор:

  • действующее юридическое лицо, которое может исполнить взятые на себя обязательства;
  • не является фирмой-однодневкой.

Для проверки контрагента можно сделать следующее

  1. Самый простой и быстрый способ — воспользоваться открытыми электронными сервисами на различных сайтах сети «Интернет»:

— «Сведения о государственной регистрации юридических лиц» (http://egrul.nalog.ru/). Достаточно ввести ОГРН, ИНН или наименование организации, и вы узнаете, зарегистрирована ли она в ЕГРЮЛ. Если организация существует, то Вам будут предоставлены сведения о ее ОГРН, ИНН, юридическом адресе, Ф.И.О. руководителя и учредителей, видах деятельности по ОКВЭД.

— «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке» (https://service.nalog.ru/svl.do). По ОГРН или ИНН организации можно узнать, не заявляло ли лицо, которое, по сведениям ЕГРЮЛ, является руководителем или учредителем организации, о том, что оно не имеет никакого отношения к ней;

— «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года» (https://service.nalog.ru/zd.do);

— «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ» (http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/).

Информация о только предстоящем исключении из ЕГРЮЛ также размещена на ресурсе http://www.kartoteka.ru/poisk_po_rekvizitam/

Такое решение налоговый орган может принять, если организация в течение 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не проводила операций хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ). Исключение организации из ЕГРЮЛ приравнивается к ее ликвидации, а значит, она не может заключать и исполнять договоры (п. 2 ст. 64.2, ст. 419 ГК РФ).

— Также на сайте http://www.kommersant.ru/bankruptcy/ можно узнать информацию о подаче объявлений о несостоятельности и банкротстве организаций.

— Информация о лицах, в отношении которых планируется проведение проверок размещена на сайте Генеральной прокуратуры http://plan.genproc.gov.ru/

— Сведения о лицах, имеющих долги, можно узнать на сайте Федеральной службы судебных приставов http://fssprus.ru/iss/ip/

  1. Получить выписку из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте.

Выписку в форме электронного документа можно получить бесплатно с помощью электронного сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», размещенного на сайте ФНС (https://service.nalog.ru/vyp/). Для этого достаточно знать ОГРН организации, сведения о которой вы хотите получить.

Воспользоваться этим сервисом могут:

  • лица, которые зарегистрированы на сайте ФНС;
  • лица, имеющие доступ к сервису «Личный кабинет налогоплательщика» (ЛК).
  1. Запросить у контрагента следующие документы (заверенные копии):
  • устав организации;
  • свидетельство о государственной регистрации организации;
  • свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения;
  • решение об избрании (назначении) руководителя организации;
  • вторую и третью страницы паспорта руководителя организации. Действительность паспорта можно проверить по его серии и номеру, воспользовавшись сервисом «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте ФМС (http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000);
  • лицензию, если сделка заключается с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности. Кроме того, информацию о лицензиях, выданных контрагенту, можно проверить на сайтах лицензирующих органов;
  • бухгалтерскую отчетность за год, предшествующий году заключения сделки. Данные бухгалтерской отчетности организации за любой период также можно бесплатно получить в Росстате (при условии, что организация представляет бухотчетность в органы статистики). Для этого нужно направить в любой территориальный орган статистики запрос по утвержденной форме (п. п. 4, 12, 18, 21 Регламента Росстата).

Результаты проверки можно оформить справкой, приложив к ней полученные (распечатанные) документы о контрагенте.

Проведя этот минимум мероприятий, Вы получаете документальное подтверждение того, что Вы проявили должную осмотрительность при выборе контрагента и перед заключением сделки с ним. Оно Вам пригодится, если у налоговых органов возникнут претензии к сделке с контрагентом.

 

Долевое строительство

Словосочетание «долевое строительство» у большинства населения вызывает, по меньшей мере, опасения. В связи с распространенными случаями банкротства и нарушениями застройщиками обязательств, у рядовых граждан страны появляется недоверие к данному сегменту бизнеса. Однако и сами застройщики не всегда застрахованы от недобросовестных действий участников долевого строительства и третьих лиц.

Данная ситуация не могла остаться без внимания законодателя. В целях установления «прозрачности» отношений сторон по договору участия в долевом строительстве, а также установления дополнительных гарантий для них, федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ был предусмотрен ряд изменений законодательства о долевом строительстве. Данные поправки вступят в действие уже с 1 января 2017 года. Условно все изменения можно разделить на 2 блока:

  • Регулирующие деятельность застройщиков;
  • Регулирующие отношения между застройщиками и участниками долевого строительства.

Что изменится в организации деятельности застройщиков?

Больший блок законодательных изменений касается регулирования деятельности застройщиков. Новеллы касаются как организации непосредственной деятельности по строительству, так и информирования третьих лиц о данной деятельности.

Кто может быть застройщиком?

С 1 января 2017 года значительно расширится перечень требований, которым должен соответствовать застройщик для осуществления своей деятельности. К таковым можно отнести следующие:

  • Размер уставного капитала застройщика должен быть пропорционален площади возводимых им объектов долевого строительства. В среднем данная сумма должна составлять примерно 4% от стоимости Объекта. Так, например, при средней площади застройки в 1500 кв.м. размер уставного капитала должен составлять не менее 2,5 млн. рублей.
  • В отношении застройщика не должны проводиться процедуры ликвидации, процедуры банкротства либо осуществляться исполнение административного наказания в виде приостановлении деятельности.
  • В отношении застройщика должны отсутствовать записи в реестре недобросовестных поставщиков, а также в реестре недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • У застройщика должна отсутствовать недоимка по налогам, сборам, а также задолженность по иным обязательным платежам за прошедший календарный год, в размере более 25% балансовой стоимости активов.
  • У лица, на которого Застройщиком возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета, а также у единоличного исполнительного органа должна отсутствовать судимость за преступления в сфере экономики.

Что такое реестр застройщиков?

Законодатель предусмотрел создание единого реестра застройщиков, привлекающих денежные средства граждан. Состав сведений единого реестра застройщиков и порядок его ведения в настоящее время не определены. В настоящее время известно лишь, что данные требования будут в последующем установлены Правительством Российской Федерации. Предполагается, что подобный реестр позволит потенциальным участникам долевого строительства определить, можно ли доверить тому или иному застройщику свои сбережения (если реестр будет содержать объективные данные о застройщике).

Требования к сайту

С 1 января 2017 года застройщикам придется существенно расширить информацию, которая содержится на их официальном сайте. В обязательном порядке на электронной площадке должны быть опубликованы не только полный сведения о самом застройщике, но также сведений о финансовых результатах текущего года, размерах задолженности, о выданных застройщику свидетельствах о допуске к работам, а также о членстве застройщика в иных некоммерческих организациях (в том числе обществах взаимного страхования, ассоциациях), если он является членом таких организаций и (или) имеет указанные свидетельства. Также на сайте в обязательном порядке должна быть размещена информаций

Кроме того, теперь застройщик обязан предоставлять полную информацию о проекте строительства.

Новая проектная декларация

Существенные изменения коснулись также проектной декларации. Теперь проектная декларация включает не только информацию о застройщик и о проекте строительстве, но еще должна определять объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации.

Проектная декларация до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства направляется застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

На Застройщика также возлагается обязанность по внесению в проектную декларацию изменений, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.

 

Что изменится в отношениях между Застройщиками и участниками долевого строительства?

Ряд законодательных новелл направлен на регулирование отношений между застройщиками и Участниками долевого строительства. Изменения коснутся как порядка и формы согласования определенных условий договора, так и регулирования некоторых процедур, связанных с исполнением договора.

Что изменится в договоре?

В настоящее время законодатель более четко регламентировал порядок согласования существенных условий договора долевого строительства.

1.При согласовании условия о предмете стороны должны максимально четко предусмотреть все технические характеристики объекта долевого строительства. Ряд данных характеристик и ранее согласовывались между застройщиками и участниками долевого строительства, однако теперь Стороны должны предусмотреть в тексте договора определенный перечень узкотехнических положений, в частности, касающихся материалов наружных стен и поэтажных перекрытий, класса энергоэффективности, сейсмостойкости объекта недвижимости.

  1. Ранее в судебной практике возникал ряд вопросов о способах согласования цены договора. В договорах застройщиками применялись различные варианты определения данного условия: установление цены в твердой денежной сумме, закрепление в договоре формулы расчета цены в зависимости от площади объекта строительства, использование сразу двух вышеизложенных способов одновременно. В настоящее время законодатель официально закрепил, что возможно установление цены, как твердой форме, так и в виде формулы. При этом также установлено, каким образом должна определяться площадь объекта для установления цены через формулу.

Что изменится при исполнении обязательств?

Последние законодательные новеллы в значительной мере изменили порядок оплаты цены по договору участия в долевом строительстве. С 1 января 2017 года оплата цены договора должна производиться лишь после государственной регистрации договора.

Также в качестве приложения к акту приема-передачи, застройщик в обязательном порядке должен будет передать участнику долевого строительства инструкцию по эксплуатации объекта долевого строительства, содержащую необходимую и достоверную информацию о правилах и об условиях эффективного и безопасного его использования, сроке службы объекта долевого строительства и входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий. Данное нововведение является весьма значимым. В том случае, если дефекты переданного Объекта возникнут в результате нарушения участником долевого строительства в процессе эксплуатации правил переданной ему инструкции, застройщик освобождается от ответственности за возникновение подобных дефектов.

В силу последних законодательных изменений несколько расширился перечень оснований для расторжения договора со стороны участников долевого строительства. К таковым теперь относятся изменение проектной документации строящегося многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, в том числе превышение допустимого изменения общей площади жилого помещения или площади нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, которое может быть установлено в договоре в размере не более пяти процентов от указанной площади.

Закон предусмотрел обязательный претензионный порядок урегулирования спора в случае обнаружения дефектов качества переданного объекта. С 1 января 2017 года участник долевого строительства будет вправе предъявить иск в суд после предъявления застройщику в письменной форме требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства с указанием выявленных недостатков (дефектов). Застройщик обязан устранить выявленные недостатки (дефекты) в срок, согласованный застройщиком с участником долевого строительства. В случае отказа застройщика удовлетворить указанные требования во внесудебном порядке полностью или частично либо в случае неудовлетворения полностью или частично указанных требований в указанный срок участник долевого строительства имеет право предъявить иск в суд.

По всем вопросам законодательства об участии в долевом строительстве, а также вопросам правового сопровождения деятельности застройщика можно обращаться по телефону: +7( 493) 234-40-27.

Юрист юридического бюро «Лебедева, Гущина и партнеры» Ксения Александровна Чучман.